Записки

             Церко́вная запи́ска – разовый помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый в храме для поминовения на проскомидии или ектении, на молебнах и панихидах. На Божественной Литургии принято приносить такие поминания как о:

«Благодарение Бога» это прошение подается тогда, когда человек хочет поблагодарить Бога о чем либо, когда душой радуется, когда человек видит в своей грешной жизни проникающие лучи радости и милости Божией и, что все то что он имеет дал ему Бог. «Что дается от Бога, все должно принимать с благодарением» — учит святитель Григорий Богослов.

«Помощи Божией в делах», подается прошение тогда, когда человек хочет чтобы в его повседневных начинаниях присутствовало благодать Божия, Которая вспомоществует (т.е. помогает сделать надуманное) и укрепляет душевно в предстоящих делах.

«О болящих»,  такое прошение подается тогда, когда человек хотел бы чтобы о близком или любимом его человеке, или о нем самом была вознесена соборная молитва всей Церкви, которая укрепляет и помогает в болезнях.

«О путешествующих» подается в таких случаях как: дальняя командировка, поездка, путешествие, паломничество, когда человек надолго собирается отлучиться от дома.

«Помощь в родах» подается когда женщина носит в своей утробе маленькую жизнь под названием человек. В такой молитве Церковь просит Бога чтобы роды прошли успешно и здрав был как и ребенок так и его мама.

«сугубом упокоении» подается, когда человека хотел бы чтобы его молитва об умершем христианине была вознесена к Богу совместно с молитвой пастыря и всей Церковью. 

Поминовение о живых и усопших принято и в домашних молитвах.

             Кого нужно и можно поминать в записках?

             Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5:16). В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, – «О здравии».

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
С начало в записку пишется имя Вашего духовника, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13:7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, – «О упокоении».

             В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).

Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых я не уверены, крещеные ли они?

Протоиерей Алексий Сёмкин:
В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит бескровную жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены (а в записках пишется только данное в крещении в честь православного святого имя человека – ни фамилий, ни «паспортных» имен, таких как Владлен, Майя или Алина там быть не должно), но и осознают себя членами Церкви. Однако, на практике, часто бывает, что люди крещены, но не живут церковной жизнью. Святая Церковь не отвергает о них молитву и принесение бескровной жертвы, желая «всем спастися и в разум Истины приити»Но иногда люди хотели бы соборно помолиться в церковной молитве о своих близких, но точно, не знают, крещен ли человек или нет, в таком случае было бы уместно напротив его имени в записке написать, что вы не знаете, крещен ли человек. Написав об этом, отдавайте эту записку на усмотрение священника, который сам, руководствуясь своим пастырским опытом, будет принимать решение. И как бы он ни поступил по каноническим соображениям, я уверен: Бог, видя Ваше молитвенное усердие и ревность о спасении этого человека, не оставит его без своей Божественной благодати.